Посвящаю моей Маме, Луизе Ростиславовне, с благодарностью и любовью.
Мама - главный учитель в нашей семье.
Ее забота о нас, помощь и любовь -
тот живой источник,
который питает наше вдохновение,
силы и все хорошее, что в нас есть.
Когда я училась в школе, все учителя казались мне небожителями. Они принадлежали к высшим мирам, и никакая земная суета их не касалась. Однажды в столовой я увидела, как учительница математики ест жареную картошку – самым обычным способом – вилкой с тарелки, да еще и стоя – наверное, спешила на урок. … Это было потрясение основ моей теории учительского небожительства - значит, они ТОЖЕ едят? Картошку!? Значит, они – как мы?!...
С той поры я признала в них людей. Но всегда – лучших людей. У меня были «любимые» учителя, но нелюбимых – не было. Учитель – обязан быть хорошим человеком.
***
Семья моего дедушки – отца моего папы – была выслана в Сибирь с Польской территории. Дедушка рассказывал, что он окончил церковно-приходскую школу, и потом вынужден был пойти работать. На заработанные деньги он покупал книги и учил себя сам, как Циолковский. Дедушка поступил в Иркутский педагогический институт, на факультет физики, окончил его, вернулся в Новосибирск и стал преподавать физику в Новосибирском военном институте железнодорожного транспорта, а через 6 лет – по своей воле – поступил работать в Новосибирский авиационный техникум. Это было в 1940 году.
Всю жизнь мой дедушка любил путешествовать. В одном из путешествий по Волге он встретил девушку Марию. Они познакомились и подружились, но путешествие окончилось, и им пришлось разъехаться по разным городам. Дедушка вернулся в Новосибирск, а Мария – в Запорожье, на Украину.
Моя бабушка – Мария Петровна – осталась без матери пяти лет от роду. Отец работал, а она с младшим братом оставалась на хозяйстве. Она выучилась готовить еду, вести дом и никогда не жаловаться на судьбу.
После путешествия по Волге Мария и мой дедушка переписывались несколько лет, и он предложил Марии стать его женой. После окончания Запорожского пединститута, факультет химии, она приехала в Новосибирск (мне помнится, бабушка рассказывала, что дедушка сам поехал за ней на Украину и привез ее в Сибирь), и они поженились.
Во время войны мой дедушка – Юлиан Савельевич Васильчик – ушел на фронт в 1942 году, из авиационного техникума. После войны дедушку, как военнообязанного, переводили сначала в г. Бежицу (там родился мой папа), затем в Мичуринск (тут родилась младшая сестра моего папы), и, наконец, в город Балашов, Саратовской области. В Балашове мой дедушка преподавал физику в училище военных летчиков, а бабушка – в школе химию. В этой же школе учился и мой папа.
Мой папа – Михаил Юлианович – уже в начальной школе полюбил математику и посвятил этой науке всю свою жизнь. Когда его в детстве спросили, кем он хочет быть, он ответил – Великим ученым. Он сдал экстерном экзамены за 8-9 класс и поехал из Балашова в Новосибирск. Папа поступил в НГУ на факультет «чистой» математики. Со своими университетскими друзьями папа дружил всю жизнь. Все они окончили университет и стали работать в разных областях Математики как у нас в стране, так и за рубежом. После окончания университета папа окончил аспирантуру и пришел работать в НЭТИ (сейчас это НГТУ) на кафедру высшей Математики, а также стал сотрудником Института Математики в Академгородке. Преподавание Математики папа считал главным делом своей жизни, математикой он занимался всегда, каждый день, даже в отпуске. Мы с сестрой с детства привыкли видеть папу за письменным столом, он писал лекции, готовился к семинарам, проверял письменные работы студентов. Оценки он выставлял в специальную тетрадочку. В основном двойки и тройки. Преподаватель он был строгий. Об этом даже сохранились стихи – поэма о том, как трудно учиться у Васильчика, подаренная студентами папе. Его уважали и студенты и коллеги.
Сестра папы, моя тетя – Галина Юлиановна – окончила Воронежский педагогический институт, факультет математики, и стала преподавать в школе. Моя тетя проработала в школе более 25 лет. Сейчас она продолжает заниматься с учениками, готовит их к экзаменам. Я глубоко убеждена, что моя тетя и мой папа – лучшие учителя, которых я видела в жизни, они являют собой образец учителя-профессионала, так, как его Бог задумал. (Многочисленные ученики моей тети и коллеги моего папы подтвердят мои слова).
Когда я окончила школу, то пошла, как и папа – на математику. Поступила в НГПИ и училась успешно весь первый курс, наслаждаясь свободой, которой не было в школе. На втором курсе моя подруга решила, что я недостаточно вошла в студенческую жизнь и не охвачена никакой общественной деятельностью, она притащила меня в танцевальный коллектив «Сибиряне» при институте. Я никогда не танцевала и считала, что в 18 лет начинать поздно, но чтобы не огорчить подругу, стала ходить на занятия. На третьем курсе я перешла на заочное отделение, так как учеба стала мешать заниматься танцами. С тех пор в моей жизни периодически побеждали то танцы, то математика. Я преподавала математику в школе 5 лет, затем танцы в доме творчества, а потом попала в авиационный колледж (тот самый, где 2 года работал мой дедушка) и стала руководителем центра творческого развития студентов. В колледже я работаю 14 лет. Математика напомнила о себе и тут, и я два года вела математику на первом курсе. Но танцы победили. Преподавание математики для меня – священный труд. Я считаю, что не готова к нему. В Математику надо погрузиться, как в Океан, как в Космос, и двигаться там от звезды к звезде, открывая по дороге новые планеты. Я поняла, что я – не космонавт. Я восторженный созерцатель звездного неба Математики, бесконечно уважающий всех, кто посвятил этой науке и преподаванию Математики свою жизнь. Я житель земли, и работаю в колледже, систематически отвлекая студентов от учебы, в том числе и от математики. Но моя сестра преподает английский язык детям, а моя двоюродная сестра – художественный руководитель студии современного танца. Так что династия преподавателей в нашей семье продолжается.